Деловой Вестник - журнал ТПП Украины 0 «ДЕЛОВОЙ ВЕСТНИК» № 09(160), 2007
00
0
0

СТРОИМ МОСТЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ, И НЕ ТОЛЬКО

Украина находится в преддверии реализации идеи формирования стратегически важного маршрута транспортировки каспийской нефти в Европу, как звена энергетической безопасности Европы и Каспийского региона. Одним из основных наших партнеров в проекте выступает Азербайджан, что вполне соответствует его нынешней экспортной политике, которая сориентирована на многовариантность путей транспортировки нефти на мировые рынки.
Наш собеседник — руководитель Торгово-экономической миссии при Посольстве Украины в Азербайджанской Республике Мирослав БЛАЩУК.

– Мирослав Тарасович, как Вы оцениваете состояние украинско-азербайджанских отношений?

– Сотрудничество между нашими странами развивается в духе стратегического партнерства в соответствии с подписанным президентами двух государств широкомасштабным Договором о дружбе, сотрудничестве и партнерстве и Межгосударственной программой экономического сотрудничества между Украиной и Азербайджаном на 2000–2009 годы.

Как с политической, так и с экономической точек зрения важными являются Меморандум о сотрудничестве между Украиной и Азербайджанской Республикой в нефтегазовой промышленности от 24 марта 1997 года и Соглашение между Кабинетом Министров Украины и Правительством Азербайджанской Республики о принципах сотрудничества в нефтяной отрасли от 3 июня 2004 года.

Знаковым событием для обеих стран был официальный визит в Азербайджан Президента Украины В. Ющенко в сентябре 2006 года, в ходе которого глава украинского государства встречался с Президентом и Председателем Милли Меджлиса страны. Лидерами двух государств обсуждены основные проблемы двустороннего сотрудничества, наиболее важными среди которых были вопросы взаимодействия в энергетической отрасли. Тогда же были подписаны Совместная декларация и ряд двусторонних договорно-правовых документов экономического характера.

В декабре прошлого года в Азербайджанской Республике находилась правительственная делегация Украины во главе с Премьер-министром В.Януковичем. Во время встреч обсуждался широкий круг вопросов двустороннего сотрудничества в экономической, топливно-энергетической, транспортной и военно-технической сферах. Центральное место в переговорах уделялось взаимодействию в области энергетики. Базой такого партнерства являются общие интересы двух стран, а также их выгодное геостратегическое расположение, что открывает перспективы создания совместных транспортных коридоров, в том числе и энергетических.

Украина среди стран СНГ занимает второе место среди наиболее крупных партнеров Азербайджана. В течение последних пяти лет наблюдается устойчивая тенденция значительного роста торгового оборота между обеими странами.

По данным Госкомстата Украины, товарооборот между Украиной и АР за январь–май 2007 года составил почти 250 млн. долл. США. Вместе с тем в двухсторонней торговле имеются существенные резервы.

Следует отметить присутствие на азербайджанском рынке ряда мощных украинских предприятий. Например, ОАО «Сумское НПО им. М.В.Фрунзе» принимало участие в строительстве энергетических объектов. ОАО «Турбоатом» осуществляет поставки турбин, компании «Интерпайп» и «Лемман-Украина» – труб и металлоизделий.

Сохраняется тенденция выхода на азербайджанский рынок отечественных производителей продовольственной продукции. В частности, это одни из крупнейших поставщиков натуральных соков – компания «Сандора», соли – ГПО «Артемсоль». На полках магазинов расширяется ассортимент украинских кондитерских изделий.

– Учитывая огромные перспективы энергетического строительства в Азербайджане, могут ли украинские предприятия в обозримой перспективе рассчитывать на участие в энергетических и энерготранспортных проектах?

– Необходимо отметить, что сотрудничество в энергетической сфере налаживается. Я уже называл ОАО «Сумское НПО им. М.В.Фрунзе», которое имеет традиционные связи с предприятиями Азербайджана. Прежде всего, это касается поставок оборудования для нефтегазовой и химической промышленности, его монтажа и обслуживания. Только за последние годы объединение направило в Азербайджан 17 компрессорных установок, 16 центрифуг, 60 специальных насосов, 5 газонаполнительных и газозаправочных станций, буровые трубы и другое оборудование. Построена компрессорная станция для электростанций «Северная» и «Астра», реконструированы и переоборудованы после устранения последствий аварии химические заводы ПО «Синтезкаучук» и «Этилен-Пропилен» в г. Сумгаите.

Украинской компанией «Юг-Нефтегаз» произведены тестовые эксплуатационные работы по внедрению инновационных технологий для повышения производительности скважин на одном из месторождений, принадлежащих Государственной нефтяной компании Азербайджанской Республики (ГНКАР). Применение ее разработок получило одобрение высшего руководства Азербайджана. Недавно «Юг-Нефтегаз» и ГНКАР подписали договор о проведении масштабных работ по повышению нефтеотдачи месторождений на территории Азербайджана.

Однако и в этой сфере существуют значительные резервы для расширения двустороннего взаимовыгодного сотрудничества.

– Вы имеете в виду сотрудничество в рамках объединения ОДЭР–ГУАМ?

– Именно. Участие Азербайджана и Украины в реализации проекта Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК, проект нефтепровода Одесса – Броды – Гданьск), основной смысл которого сводится к транспортированию каспийской нефти европейским потребителям, представляется одним из наиболее перспективных путей сотрудничества между нашими странами.

В этой связи нельзя не упомянуть II Бакинский саммит стран – членов Организации за демократию и экономическое развитие (ОДЭР)–ГУАМ, в ходе которого неоднократно отмечалась обоюдная заинтересованность в реализации проекта, который может стать не только фактором дальнейшего сближения Украины и Азербайджана, но и примером эффективного сотрудничества государств ОДЭР–ГУАМ и ЕС. Встреча на высшем уровне продемонстрировала жизнеспособность организации, а участие в ней глав трех государств – членов ЕС свидетельствует о заинтересованности Евросоюза в развитии отношений с членами ОДЭР–ГУАМ.

Следует сказать и о перспективах дальнейшего экономического сотрудничества, намеченных главами государств – членов ГУАМ. Это, прежде всего, создание полноценных транспортных коридоров (возрождение «Большого шелкового пути», нефтепровод Баку – Тбилиси – Супса и паромная переправа Ильичевск – Поти, железнодорожный маршрут Ильичевск – Клайпеда), обеспечение функционирования зоны свободной торговли в рамках объединения без исключений и ограничений, образование совместных торговых домов и т.д.

Президент Азербайджана И. Алиев особо отметил актуальность взаимодействия государств-участников в транспортной и энергетической сферах. Не случайно идея создания энергетического моста Азербайджан – Грузия – Украина – Евросоюз была одной из центральных тем форума. Реализация этого проекта, несомненно, еще более укрепит сотрудничество наших стран с ЕС.

– Таким образом, можно утверждать, что усилия глав шести государств (Грузии, Украины, Азербайджана, Польши, Румынии и Литвы), направленные на обеспечение европейских стран энергоносителями Каспийского региона, имели первый положительный результат?

– Разумеется, и эта цель будет достигнута путем диверсификации маршрутов транспортировки энергоносителей, которые объединяют бассейны Каспийского и Черного морей с Балтийским регионом, в частности – использования маршрута Одесса – Броды – Плоцк – Гданьск. Вторым важным проектом может стать развитие новых газотранспортных магистралей, соединяющих Каспийский регион с основным рынком потребления энергетического сырья в Европе.

Представители государств – членов ГУАМ согласились также активизировать сотрудничество и начать работу над межправительственным соглашением, которое будет регулировать вопрос участия в проекте по использованию упомянутого коридора для перекачки каспийской нефти. Кроме того, одобрена идея создания компании для развития совместных энергетических проектов.

Необходимо отметить, что Президент И. Алиев также заявил о готовности Азербайджана присоединиться к работе по развитию нефтепровода Одесса – Броды. Ссылаясь на значительные нефтяные запасы, он пообещал предоставить существенную политическую поддержку этому проекту, в частности для обеспечения энергетической безопасности Европы.

Следует подчеркнуть, что проект Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора, основным звеном которого является нефтепровод Одесса – Броды, имеет огромное экономическое и политическое значение в качестве нового маршрута транспортировки каспийской нефти в Европу, и не только для ее потребителей и производителей, но и для стран транзита.

Если учесть, что азербайджанская нефть в основном поставляется юго-западным НПЗ Германии и Чехии, что большую заинтересованность в ней имеют польские, австрийские и украинские потребители, то для Азербайджана и Украины открывается реальная возможность сформировать новый, вполне рентабельный нефтепроводный маршрут Баку – Супса – Одесса – Броды – Европа.

На фоне ужесточения требований Евросоюза к танкерным перевозкам, а также в связи с осложнением ситуации с прохождением танкерами проливов Босфор и Дарданеллы украинский маршрут для перекачки каспийской нефти выглядит довольно привлекательным. Судя по оценкам специалистов, даже после ввода в эксплуатацию нового экспортного маршрута Баку – Тбилиси – Джейхан транспортировать по нему всю каспийскую нефть невозможно. При этом следует учесть, что нефтепровод Одесса – Броды признан Европейской Комиссией проектом общеевропейского значения, поддерживается и финансируется ее структурами, поэтому может быть существенным вкладом двух стран в развитие совместных с ЕС проектов. Это весьма важно на пути интеграции Украины и Азербайджана в европейские и евро-атлантические структуры.

В настоящее время украинская и азербайджанская стороны создали рабочие группы по сотрудничеству в нефтегазовой сфере, идет подготовка их совместного заседания.

С уверенностью могу отметить, что после II саммита ОДЭР–ГУАМ, встречи Президента Украины В. Ющенко с Президентом Азербайджана И. Алиевым наше двустороннее сотрудничество стало еще более тесным, а дружественные страны – Украина и Азербайджан – еще ближе к Европе.


Беседу провел Нариман УСТАЕВ