Деловой Вестник - журнал ТПП Украины 0 «ДЕЛОВОЙ ВЕСТНИК» № 06(133), 2005
00
0
0

ВЫСШАЯ ПРОБА «КАШТАНА»

Киевская фабрика «Каштан» является эталоном отечественной легкой промышленности. Несмотря на нестабильное состояние отрасли, предприятие в полном объеме использует свои возможности. В 70-е годы прошлого века «Каштан» – вторая фабрика Советского Союза по выпуску мужских сорочек после московской «Большевички». В 90-е годы предприятие переживает кризис. В начале XXI в. на «Каштане» проводится реконструкция производства, меняется маркетинговая политика руководства. В итоге по сравнению с первым кварталом прошлого года объемы производства возросли на 30 процентов. О том, как удалось возродить один из лучших фирменных брендов Украины, рассказывает директор предприятия Григорий Иосифович КАЛИХМАН.

- Григорий Иосифович, в начале 90-х одна из лучших швейных фабрик страны оказалась на грани банкротства. Как удалось выйти из кризисной ситуации?

- В истории фабрики был период, когда «Каштан» выпускал 2 млн. сорочек в год, которые раскупали от Карпат до Дальнего Востока. За «каштановскими» сорочками стояли очереди, во времена тотального дефицита их «доставали» из-под прилавка. После развала Советского Союза начался спад производства всей легкой промышленности. Многие предприятия, особенно крупные, такие как «Каштан», работавшие в рамках плановой системы, были не готовы грамотно реагировать на условия рыночной, а тогда еще и стихийной экономики. Во-первых, была нарушена система сбыта в республиках уже бывшего СССР, а ныне независимых государствах. Во-вторых, иностранные инвестиции в основном были вложены в металлургическую, химическую промышленность, продукция которых ориентирована на экспорт. И в-третьих, снизилась покупательная способность населения, что способствовало сбыту контрабандного товара, завезенного из-за границы без уплаты таможенных пошлин. В итоге крупные предприятия стали зависимыми от изменений конъюнктуры рынка. Практически половина из них исчезла, остальные сократили объемы производства в несколько раз.

В такой ситуации наше предприятие закупило 20 единиц высокотехнического японского и немецкого оборудования, установило два автоматизированных рабочих места конструктора с новой компьютерной программой. Все это способствовало улучшению качества пошива и дизайна продукции. Изменилась маркетинговая политика, основным ориентиром которой стало восстановление системы сбыта, прежде всего, на внутреннем рынке. Фирменные магазины «Каштана» открылись в Киеве, Харькове, Днепропетровске, Запорожье, Луганске.

- Ваша фабрика работает по давальческим схемам. Насколько это выгодно?

- Давальческие схемы имеют как преимущества, так и недостатки.

Мы закупаем дорогую, высококачественную ткань в Голландии, Франции. В Европе в конце XX в. многие директора швейных фабрик превратились в баеров, то есть в оптовых продавцов ткани. Это связано с тем, что уровень зарплаты рабочих легкой промышленности на европейском континенте стал высоким, и производство было выгоднее перенести в страны Юго-Восточной Азии, Восточной Европы, где низкие заработки. Поскольку в Украине высококачественного материала для сорочек не производят, мы вынуждены его закупать по высоким ценам за рубежом.

Недостаток давальческой схемы состоит в том, что цена, даже предельная, в лучшем случае окупает затраты. В такой ситуации альтернативы внутреннему рынку я не вижу. Наша задача – практически весь объем производства «Каштана» реализовывать в Украине. Это совершенно реальная задача, поскольку продукция европейского качества, а цена – фабричная. Даже при 40 – 50-процентной наценке торговых организаций стоимость сорочки колеблется от 50 до 80 – 90 грн., что, безусловно, выше базарных тридцатигривенных, которые по качеству ткани и пошива значительно уступают «Каштану». Согласитесь, такие цены по карману среднему украинцу, учитывая, что иностранные фирменные сорочки стоят от 150 грн.

- Значит, все же выгоднее покупать сорочки в магазинах «Каштана», чем на рынке?

- 70 – 80 процентов сорочек завозились в нашу страну контейнерами с надписями «мел», поэтому они не облагались таможенной пошлиной и даже НДС на ввоз, и цена их составляла от 25 до 70 грн. Декларированная цена при ввозе на территорию Украины составляла 30 центов, а сорочка не может стоить меньше 5 долларов. Специалисты проводили исследования, которые подтвердили, что китайская сорочка, которая продается на рынке, выдерживает восемь стирок, а наша – 80.

- Высокотехническое оборудование способствует развитию новых технологий.

- Современная техника позволяет производить высококачественный пошив. Автоматизированные рабочие места для конструкторов позволяют получать лекала через Интернет. Это целая система испанского производства с программным обеспечением позволяет конструировать с помощью компьютерных программ. Конструктор должен представить в размерном ряде рост и размер сорочки. Раньше все делалось вручную, а сейчас с помощью компьютера, благодаря чему повысилась производительность труда и качество продукции.

Каждая наша модель – это индивидуальная разработка наших дизайнеров. Несмотря на то, что мужские сорочки относятся к более консервативным продуктам, даже в них наши художники-дизайнеры пытаются внести нечто новое, соответствующее сегодняшней моде. Мужской ассортимент фабрики составляет более 40 моделей. Существуют сорочки классические, «маэстро», под фрак, есть фланелевые, рабочие с двумя карманами для документов или инструментов. Одних только воротников мы изготавливаем 12 видов: классический, французский и т.д. В женском ассортименте продукции больше возможностей для творчества, потому что женская одежда более зависима от влияния мировой моды.

- Как Вам удается «идти в ногу» с модой, ведь от этого зависит уровень сбыта?

- Интерес к «Каштану» стали проявлять известные украинские дизайнеры Лилия Пустовит, Оксана Караванская, Виктор Анисимов. Они выступили с предложением проведения так называемых шоу-румов. Основная цель мероприятия – соединить усилия дизайнеров, производителей и баеров. Законодатели украинской моды постепенно пришли к пониманию, что их разработки должны создаваться не только для показов, но и для серийного производства. А это можно реализовать, сотрудничая с «Каштаном».

Что касается классической продукции, то она в моде была и будет всегда. Сорочки под костюм в наших магазинах постоянно закупают партиями. Отслеживая изменения, происходящие в мире мод, разрабатываем дизайн модных сорочек. Работая по давальческим схемам, мы получаем не только ткани, но и лекала, что дает возможность знакомиться с дизайном Франции, Англии. В этом сезоне, к примеру, в моде сорочки в ярких цветах, в полоску, приталенные или со свободным кроем низа.

Говорят, что мода переменчива, как погода, и это можно понимать буквально, поскольку люди покупают то, в чем нуждаются в то или иное время года. К примеру, зимой – сорочки теплого покрова, летом – тенниски. Апрель, май – покупка сорочек на выпускные вечера. Хитом этого года стала белая женская офисная блузка. Ее приобретают студенты, сотрудники фирм, банков, ресторанов, гостиниц.

Мы каждую неделю запускаем в производство две-три женские абсолютно новые модели. В апреле выпустили около 4 тыс. комплектов семи моделей льняных костюмов на лето. Для этого приобрели ткань восьми расцветок. Фасон: жакет-юбка, жакет-брюки, блуза-юбка, блуза-брюки. Покупка этих костюмов обойдется намного дешевле, чем их пошив в ателье. В нашем магазине при фабрике покупают продукцию за 54 гривны, а продают на Троещинском рынке в Киеве за 150 грн. Отрезая фирменную этикетку «Каштана», сорочку представляют как импортный товар.

Заказы постоянно растут, поэтому мы изменили объемы выпускаемой продукции. Если полгода назад мы запускали в производство 150 – 200 единиц каждой модели, то сегодня стало нормой не менее 500 единиц.

- Насколько эффективен агрегатно-групповой метод производства, применяемый на «Каштане»?

- Он приносит пользы не меньше, чем созданный Фордом конвейер. Производство сорочек и блуз производится агрегатно-групповым методом. Пошив разделен на элементарные операции. Одна швея делает одну строчку, другая прошивает воротник, третья – пуговицы. Когда человек постоянно выполняет одну и ту же операцию, то повышается его индивидуальная квалификация и растет производительность труда всего предприятия.

Существует проблема рациональной загрузки потока. В советское время прошивалось за месяц всего лишь 3-4 модели. Теперь только в марте фабрика выпустила 36 моделей. Увеличение количества моделей вынуждает нас выстраивать новую систему потока. Раньше в нем работало 44 человека, мы сократили до 36. И хотим вернуться к малым потокам, которые позволяют быстро перестраивать производство с одной модели на другую. Проводим маневрирования, когда одних людей периодически переводим на другие операции, чтобы уравновесить изменения в конструкции модели. Ведь мощность потока зависит от сложности модели. В среднем шесть потоков производят 3000 сорочек в день. На женский ассортимент работает два потока, на мужской – четыре, то есть соотношение в выпуске продукции – один к двум. Со временем хотим уравновесить уровень пропорций мужского и женского ассортимента продукции. Благодаря сбалансированно выстроенной системе мы смогли увеличить объемы производства.

- «Каштану» удавалось выигрывать тендеры?

- Украинские таможенники носят голубые сорочки «Каштана», поскольку мы одержали победу в одном из конкурсов. Мы выходили победителями в тендерах, которые организовывали Минообороны, Внутренние войска. Но сейчас киевлянам все труднее и труднее соперничать. В регионах зарплаты колеблются от 250 до 300 гривен, отсюда и ниже цены на продукцию фабрики областного масштаба. В данном случае столичная фабрика проигрывает в ценовой политике. На мой взгляд, условия участия в тендерах необходимо усовершенствовать.

Имеем мы и немало срочных заказов. Больница скорой помощи заказала партию теннисок и блузок для врачей, которые обслуживали конкурс «Евровидение». Депутаты, предприниматели часто срочно нуждаются в нашей продукции.

- Каковы объемы производства?

- За год они выросли на 30 процентов, выпустили 579,4 тыс. единиц швейных изделий на общую сумму 8611,3 тыс. грн. Продукция «Каштана» имеет знак качества «Вища проба». Для нас эта награда – одно из самых высоких достижений.

- Ваша фабрика экспортирует товары?

- Марка «Каштан» известна в Европе. В сфере экспорта налажена своя система. У нас свои таможенные брокеры, переводчики, высочайший уровень конструкторов, технологов.

Мы работаем по давальческим схемам, поэтому объемы чистого экспорта невысоки. Всего на экспорт в прошлом году выпустили 417,8 тыс. единиц продукции на общую сумму 4793,5 тыс. грн. Кроме этого, «Каштан» заключал контракты на экспорт услуг с английскими фирмами «Ривелейшен» на сумму 341 тыс. 701,45, «Хантер» – 283 тыс. 036,05, «Даверн» – 113 тыс. 738,06 дол. Продукция пользуется спросом также во Франции, Ирландии, Чехии.

Преимущество Украины и в ее географическом положении. Мы выполняем заказ за три-четыре недели, а представители Юго-Восточной Азии не менее, чем за три месяца. К примеру, если сегодня машина выезжает из Киева, то через три-четыре дня рубашки «Каштана» уже в магазинах Лондона и Дублина.

- Ваша продукция ценится еще и благодаря высокому качеству ткани.

- «Каштан» заключил контракты с ведущими европейскими поставщиками ткани: голландской фирмой «Тутал» (один из крупнейших в Европе оптовый поставщик тканей) и фирмой «Пермес», поставляющей материал для Хьюго Боса. В нашем арсенале имеется свыше 100 расцветок тканей, поэтому можем предложить любой вариант комплектаций магазину. Фабрика закупает ткани с содержанием хлопка не ниже 55 – 60 процентов. Этот показатель выше, чем во Франции или в Англии. Но сорочка со 100-процентным содержанием хлопка будет стоить уже 90 грн.

Недавно мы начали использовать высококачественные нитки английской фирмы «Коутс», которые в семь раз дороже, чем китайские. Благодаря сотрудничеству с фирмой «Пермес» намного улучшилось качество воротников и манжетов.

- Грамотно налаженное производство возможно при умело построенной кадровой политике?

- Когда я возглавил фабрику, то обнаружил, что системы организации производства и сбыта оказались не готовыми к работе в рыночных условиях. Отдел сбыта состоял из одного человека, поэтому об эффективной реализации товаров не могло быть и речи. Уровень зарплаты на фабрике колебался в пределах 300 – 400 гривен. Я понимал, что в таких условиях коллектив работать не сможет.

Многие работники фабрики, ее ветераны, помнят и лучшие годы «Каштана». Поэтому стабилизирующим фактором стала вера людей в то, что мы сможем вернуть былую славу «Каштана» и создадим лучшую фабрику в Восточной Европе.

Изменилась психология подхода к работе. Мы стали больше внимания уделять качеству изделий. На предприятие пришли молодые специалисты, выпускники Академии легкой промышленности, которые занимаются разработкой дизайна одежды. Они способны разрабатывать новые интересные модели, профессионально владеют компьютером, а главное, знакомы с высокими технологиями.

А вот профессия швеи среди молодежи непопулярна. Поэтому мы создали специальную программу, цель которой – привлечь на фабрику молодых людей. Представители нового поколения за первый месяц работы на предприятии получают доплату 75 процентов тарифа соответствующего разряда, за второй – 50, за третий – 25.

На фабрике разработана долгосрочная программа улучшения качества, поскольку в ближайшем будущем планируем аттестовать продукцию на сертификат ISO 2001. Агрегатно-групповой метод пошива позволяет контролировать производство по отдельным операциям и на выпуске гарантировать высокое качество.

Реализуем также отдельную программу дизайн-оформления. Много внимания мы уделяем изменению дизайна оформления товара. Разрабатываем специальные коробки для сорочек, которые впоследствии будут служить привлечению покупателей.

Одновременно пытаемся решить много социальных вопросов. Восстановили работу стоматологического кабинета на территории предприятия, средняя зарплата увеличилась до 800 грн.

Фабрика решила для себя одну из основных проблем легкой промышленности: ликвидировала диспропорцию между качественными и ценовыми показателями. За счет правильной маркетинговой политики «Каштан» научился гармонично сочетать высокое качество и цену. Наши сорочки созданы для тех, кто умеет считать деньги и ценит качество.


Беседу вел Эдуард АРЗЯНЦЕВ